Метод профилактики кариеса в будущем прием пробиотиков

В 2011-2012 году кариес наблюдался у 91% населения планеты в возрасте от 20 до 64 лет.
Это связывают с возросшим потреблением сахаросодержащих напитков и продуктов, отсутствием должной гигиены полости рта и игнорированием регулярных стоматологических осмотров.
Для поддержания здоровой микрофлоры полости рта необходим нейтральный уровень pH. Повышенная кислотность способствует развитию кариеса и других заболеваний зубов и десен.

В ротовой полости повышенная кислотность провоцирует бактерии производить еще больше кислоты, что, как известно, разрушает эмаль.

Группа ученых стоматологического колледжа при университете Флориды, возглавляемая д.м.н. Робертом Берном и д.м.н.
Марчелле Насименто, начали исследование с целью определить причины повышенной кислотности в ротовой полости.

В ходе работы они обнаружили штамм бактерий, способных угнетать жизнедеятельность бактерий, способствующих появлению кариеса.
Это позволило им предположить, что прием пробиотиков, содержащих данный штамм, может выступать в качестве профилактики кариеса.

Нейтральный уровень pH в ротовой полости

Ранее исследователи обнаружили два основных вещества (мочевина и аргигин), выделяемых в полости рта, распадающихся с образованием аммиака, что нейтрализует кислоту.
Мочевина представляет собой химическое соединение, синтезируемое в ротовой полости, аргинин входит в список аминокислот.
Ранее уже было доказано, что у людей со здоровыми зубами или небольшим числом кариозных полостей выделяется больше аргинина, по сравнению с теми, у кого наблюдается множественный кариес.

Исследователям было известно, что бактерии ротовой полости способствуют выделению аргинина и мочевины, но они не были уверенны, какой именно штамм максимально эффективно активизирует данный процесс.
Кроме того, не было известно, как именно происходит защита эмали от кариеса.

Недавно ученые выяснили, что такой бактерией является один из штаммов стрептококка, получивший название A12.
Для этого были проанализированы образцы зубного налета, как известно, способствующего образованию кариеса.

Ученые тщательно изучили более 2 тысяч микроорганизмов, чтобы выделить один единственный штамм. В результате обнаружили 54 бактерии, синтезирующие аргинин.
Штамм стрептококка A12 обладает всеми свойствами, необходимыми для включения в состав пробиотика для профилактики кариеса.

Далее исследователи секвентировали геном бактерии A12

Они надеются, что данное исследование поможет создать скриннинг-методику для определения пациентов, подверженных высокому риску развития кариеса, которая также будет принимать во внимание и другие факторы, включающие питание и правила гигиены полости рта.

Д-р Насименто утверждает, что если им удастся подтвердить, что у людей с более высоким уровнем бактерий A12 в ротовой полости наблюдается меньше кариеса, то в перспективе можно будет оценивать риск развития кариеса в зависимости от количества бактерий стрептококка A12.

«Правильные» бактерии способны бороться с болезнетворными

Д-р Берн утверждает, что в будущем мы сможем восстанавливать микрофлору полости рта и одновременно проводить профилактику заболеваний в этой области также, как сегодня мы лечим проблемный кишечник – при помощи пробиотиков.

«Можно будет прописать пробиотики здоровому ребенку, который находится в группе риска появления множественного кариеса.
Вне зависимости от того, как часто или редко нужно будет употреблять пробиотик, главное, что это позволит поддерживать здоровье зубов и десен с помощью живых микроорганизмов», — говорит д-р Берн.

Помимо открытых свойств стрептококка A12: способность выделять аргигин, нейтрализующий повышенную кислотность, ученые также обнаружили, что бактерия A12 уничтожает бактерии Streptococcus mutans, являющихся основными возбудителями кариеса.

Также бактерии A12 останавливают разрушительные процессы, активизируемые бактериями S. Mutans.
Так если поместить культуры A12 и S. Mutans в общую среду, то бактерии S. Mutans медленнее растут и не образуют биопленки, т.е. – зубного налета.

На данный момент исследователи подготавливают новую работу, целью которой станет изучение всех бактерий, по свойствам сравнимых с штаммом A12.
Также они планируют провести количественную оценку бактерий A12 в ротовой полости человека.

На данном этапе еще рано говорить о появлении таблеток, способных эффективно поддерживать здоровую микрофлору в полости рта и защищать зубы от кариеса, однако бактерия A12 становится одним из вероятных компонентов для разработки подобного средства.

Новая зубная паста окрашивает зубной налет в зеленый цвет

Для профилактики кариеса и заболеваний десен необходимо ежедневно и тщательно удалять зубной налет.
Проблема в том, что налет не всегда легко разглядеть в зеркале, а значит, можно случайно пропустить его в ходе чистки, тем самым, создавая благоприятные условия для развития кариеса.

Для того чтобы убедиться в качестве гигиены, можно использовать специальные окрашивающие красные таблетки, проявляющие области с налетом, но такой способ не всегда удобен.
Поэтому недавно американские ученые разработали зубную пасту Plaque HD, которая также проявляет зубной налет.

Plaque HD – новая паста, в составе которой присутствуют вещества, входящие в реакцию с бактериальным налетом и окрашивающие его в бирюзово-зеленый цвет.
По словам производителя, уникальная паста позволит улучшить показатели гигиены полости рта, в особенности среди детей и пожилых людей, которым бывает сложно подолгу чистить зубы, а также среди пациентов, носящих брекеты.

По результатам небольшого исследования, проведенного учеными из университета Иллинойса, при использовании пасты Plaque HD удается удалить 51,3% зубного налета.
Таким образом, чистка зубов пастой, содержащей агент окрашивающий налет, позволяет удалить значительное количество налета, по сравнению с чисткой обычной пастой. Однако на данном этапе рано говорить об эффективности пасты в долгосрочной перспективе, поскольку для этого требуются дополнительные исследования.
В состав пасты Plaque HD входит растительное окрашивающее вещество, соединяющееся с зубным налетом.

Чтобы качественно очистить зубы, нанесите пасту Plaque HD на щетку, затем почистите зубы как обычно, сплюньте пасту, но не ополаскивайте рот.
Таким образом, пропущенные участки с налетом будут окрашены в зеленый цвет, необходимо будет еще раз пройтись по ним щеткой.
В основе действия технология Targetol, заключающаяся в применении агента для индикации зубного налета.

Зубная паста выпускается в двух вкусах: ягодная жвачка и свежая мята.